Ajateenistus Eestis

Противостойте рабскому уму

Обязательная военная служба в Эстонии ушла в прошлое, она требует человеческих тел для войны и поощряет рабство – менталитет послушания, приносящий в жертву свободу, равенство и совесть. Это часто оправдывается необходимостью национальной безопасности, но призыв игнорирует бесчисленные моральные и религиозные возражения, усугубляет гендерное неравенство и жестоко обращается с теми, чья совесть или другие убеждения не позволяют им идти вперед.

Такие организации, как Amnesty International, осудили эту практику как нарушение прав человека, а Европейский суд по правам человека признал право отказаться от военной службы на основании свободы совести, но статус-кво остается неизменным. В мире, где ценятся индивидуальные свободы и равные права, пришло время отказаться от рабского менталитета. Систему следует не принимать слепо, а критически оценивать.

ИСТОРИЯ

Военная служба часто изображается как незаменимая с точки зрения национальной обороны, в то время как на проведение военной службы влияют политические, экономические и идеологические факторы. Его реализация в Эстонии и соседних странах отражает как исторические конфликты, так и влияние более крупных держав на регион.

Раннее происхождение

В Древней Греции такие города-государства, как Афины и Спарта, ожидали, что их граждане будут участвовать в защите государства, а Римская империя также использовала различные формы воинской повинности для создания своей огромной армии. 1 Эти ранние примеры считали военную службу одновременно обязанностью и гражданским правом. 2

Более широкое распространение воинской повинности в современную эпоху началось с возникновением национальных государств. 3 Первый крупномасштабный пример восходит к Французским революционным войнам (1790-е годы), когда Французская Республика, столкнувшись с внутренними и внешними угрозами, ввела levée en Masse, или массовую мобилизацию. 4 Эта политика требовала, чтобы все трудоспособные мужчины служили в национальной обороне, создавая модель, которая позже была принята многими странами. 5

Российская империя и военная служба в Прибалтике

Опыт военной службы в Эстонии начался, когда страна была присоединена к Российской империи в начале 18 века после Северной войны. 6 Во время правления Петра I российская армия в значительной степени зависела от воинской повинности, при которой крестьян и крепостных часто заставляли служить на протяжении десятилетий. 7 Эта система непропорционально сильно ударила по низшим классам, в то время как высшие классы часто могли искупить свою вину. 8

Для Эстонии царская военная служба означала не только бремя, но и культурный и национальный гнет. Призывников отбирали из семей, общин и родного языка и помещали в русскоязычные части, которые служили интересам империи, а не местного населения. 9 Аналогичная политика проводилась в соседних Латвии и Литве, где местные жители часто сопротивлялись введенным мерам. 10

Во время Первой мировой войны Российская империя усилила призыв на военную службу для пополнения своих рядов, вынудив миллионы мужчин, в том числе выходцев из Прибалтики, отправиться на фронт. 11 В этот период усилилось неприятие призыва на военную службу, поскольку война привела к огромным потерям без видимой пользы для местного населения. 12

Независимость Эстонии и межвоенный период

После Первой мировой войны и распада Российской империи Эстония провозгласила свою независимость в 1918 году. 13 Во время войны за независимость (1918–1920 гг.) добровольческие силы сыграли ключевую роль в успешном отражении как большевистской, так и немецкой угрозы. Хотя молодая Эстонская Республика ввела обязательную военную службу, она рассматривалась скорее как временная чрезвычайная ситуация для сохранения государства, чем как неоспоримое обязательство.14

Хотя молодая Эстонская Республика ввела обязательную военную службу, она рассматривалась скорее как временная чрезвычайная ситуация для сохранения государства, чем как неоспоримое обязательство.

В межвоенный период Эстония сохраняла обязательную военную службу для обеспечения своей национальной обороны. То же самое сделали и соседние страны, такие как Латвия, Литва и Финляндия, которые, будучи небольшими странами, полагались на гражданские армии для сдерживания более крупных агрессоров. В то же время опыт Первой мировой войны и тяжелое бремя военной службы в сельской местности усилили неприятие принуждения со стороны государства. 15

Советская оккупация и принудительная военная служба

Для Эстонии военная служба стала самой репрессивной во время советской оккупации во время и после Второй мировой войны. 16 После аннексии Эстонии в 1940 году Советский Союз начал вводить обязательную военную службу, заставляя молодых эстонских мужчин вступать в Красную Армию. Многих отправили в жестокие условия вдали от дома, где к ним относились с подозрением как к жителям оккупированных территорий. 17

Во время немецкой оккупации (1941-1944 гг.) нацисты также ввели обязательную военную службу, призывая эстонцев во вспомогательные силы и Ваффен-СС. 18 В результате многие эстонцы оказались между двумя репрессивными режимами, вынужденные бороться за интересы иностранных держав. 19

После Второй мировой войны Советы вновь ввели воинскую повинность, которая стала символом как национальных репрессий, так и русификации. Эстонских мужчин отправляли в отдаленные советские регионы, где их национальная идентичность игнорировалась, а культура подавлялась. 20

Сегодня

После восстановления независимости в 1991 году в Эстонии была восстановлена ​​воинская повинность в рамках национальной обороны. 21 Сегодня военная служба является обязательной для мужчин в возрасте 18-27 лет, что оправдывается необходимостью иметь подготовленные резервные силы. 22

Хотя призыв на военную службу был частью истории Эстонии и соседних стран, эта система берет свое начало из устаревших моделей ведения войны и государственного контроля. От царского принуждения до советских репрессий, призыв на военную службу часто был источником сопротивления и недовольства. В современном мире, где ценятся личная свобода и права человека, продолжение военной службы поднимает серьезные моральные, этические и практические вопросы. Принять статус-кво недостаточно: необходимо критически проанализировать истоки и последствия призыва на военную службу, чтобы найти лучшие решения, которые уважали бы как национальную безопасность, так и личную автономию.

МОРАЛЬ И ЭТИКА

Обязательная военная служба поднимает серьезные морально-этические вопросы, которые ставят под сомнение ее легитимность в современном демократическом обществе. Хотя сторонники призыва утверждают, что воинская повинность обеспечивает национальную безопасность и способствует гражданскому долгу, ее реализация часто нарушает основные права человека, углубляет неравенство и игнорирует индивидуальную автономию.

Личная свобода и автономия

Призыв устанавливает национальное обязательство , которое ставит нужды государства выше личных свобод, вынуждая людей отказываться от контроля над своей жизнью на определенный период времени. Такое принуждение противоречит международным документам по правам человека, таким как Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), которая гарантирует право на свободу и безопасность личности (статья 3), а также свободу мысли и совести (статья 18). 23

В Эстонии мужчины в возрасте от 18 до 27 лет обязаны пройти военную службу, за отказ предусмотрены штрафы и приостановление действия различных прав и разрешений. 24 Такая система лишает молодых людей свободы выбора карьерного пути, продолжения образования или принятия жизненных решений.

Религиозные и моральные убеждения

Призыв часто противоречит религиозным и моральным убеждениям людей, отказывающихся от военной службы. В Эстонии, как и в других странах, выступающих за рабство, отказники от военной службы по убеждениям сталкиваются с серьезными препятствиями, включая социальную стигматизацию и ограниченные альтернативные возможности. Эти проблемы сохраняются, несмотря на международные стандарты, определенные Европейским судом по правам человека, который поддержал право на свободу совести в таких делах, как Баятян против Грузии. Армения (2011). 25

Религиозные группы, такие как Свидетели Иеговы и пацифисты, часто ссылаются на свои убеждения как на основание для отказа в служении. 26 Однако карательные меры, примененные к этим лицам во многих странах, показывают, что религиозная свобода и личная совесть не соблюдаются в достаточной степени. 27 Что, если эти принципы прямо защищены статьей 9 Европейской конвенции по правам человека ? 28 .

Психология

Призыв на военную службу прерывает жизнь, карьеру и образование, создавая долгосрочные социальные и психологические последствия, поскольку молодых людей часто призывают на военную службу на этапе формирования их жизни, что задерживает или тормозит личное и профессиональное развитие. В Эстонии многие призывники выражают недовольство необходимостью прерывать обучение или откладывать начало карьеры, ссылаясь при этом на психологический стресс, вызванный строгой военной обстановкой службы по призыву. 29

Исследования связывают призыв на военную службу с увеличением проблем психического здоровья, включая депрессию, тревогу и посттравматическое стрессовое расстройство. У комбатантов более высокий уровень психологического стресса, чаще повторяются тревожные расстройства и так далее. 30

Жертвовать жизнью и давать клятву

Призыв требует от людей готовности убивать или умереть за свою страну, что поднимает серьезные моральные дилеммы. Хотя некоторые утверждают, что это оправдано во имя защиты страны, другие считают, что принуждение кого-либо рисковать своей жизнью нарушает их основное право на самоопределение. 31

Кроме того, принуждение к залогу защиты проблематично. В Силах обороны Эстонии каждый призывник должен подписать следующее обязательство: 32

«Я, (имя и фамилия), обещаю оставаться верным Эстонской Демократической Республике и ее конституционному строю, защищать Эстонскую Республику от врага всем своим умом и силами, быть готовым пожертвовать своей жизнью ради отечества, соблюдать дисциплину Сил обороны и выполнять все свои обязанности, помня, что в противном случае закон сурово накажет меня».

Такая декларация заставляет молодых людей принимать решения по вопросам жизни и смерти в ситуации, когда у них нет свободного выбора. Обет, предполагающий готовность пожертвовать своей жизнью и подчиняться без колебаний, противоречит принципам совести и самоопределения. Более того, такой порядок ставит профессии в некритическое положение, что может привести к злоупотреблениям. 33

НЕРАВЕНСТВО

Призыв является одной из последних «правовых» систем, открыто дискриминирующих людей по признаку пола, предъявляющих несоразмерные требования к мужчинам. 34 Сохранение этой системы не только укрепляет устаревшие гендерные роли, но и отражает глубокое структурное неравенство, когда мужские тела считаются принадлежащими государству, а женские – нет .

Неравное воздействие на мужчин

В Эстонии военная служба распространяется только на мужчин, а женщины могут поступить на военную службу добровольно. 35 Это создает явный двойной стандарт, когда мужчины рассматриваются как «инструменты военной машины», в то время как женщины освобождаются от национальной обязанности участвовать в прямой национальной обороне. Помимо нарушения гендерного равенства (которое продвигает Европейский Союз 36 ), оно также укрепляет устаревшее понимание ролей мужчин и женщин в обществе.

Нынешняя организация военной службы предполагает, что мужчины не имеют автономии в принятии решений относительно своего тела и жизни. В то же время это ставит под угрозу их физическое и психическое здоровье, считая мужчин само собой разумеющимися жертвами, которых можно использовать в национальных интересах. 37

Этическая проблема такого подхода заключается в том, что мужские тела рассматриваются как ресурс, который государство может использовать и приносить в жертву. Это предположение умаляет личную свободу и ценность личности, превращая людей в простые средства для достижения национальных целей. Парадигма рабства пропагандирует авторитарный образ мышления, который никоим образом не подходит демократическому и основанному на правах человека обществу.

Парадигма рабства продвигает авторитарный образ мышления, который не подходит для демократического общества, основанного на правах человека.

Усиление структурного неравенства и гендерных ролей

Система призыва укрепляет идею о том, что ценность мужчин заключается в их физической силе и готовности сражаться, но ценность женщин больше проявляется в гражданских и семейных ролях. Такие гендерные роли глубоко укоренены в исторических представлениях, но в современном обществе такие ожидания явно устарели. 38

Хотя некоторые страны (например, Норвегия и Швеция) ввели гендерно-нейтральный призыв на военную службу, этот подход остается недостижимым в Эстонии и большинстве других стран. 39 В то же время голоса мужчин, желающих отвергнуть эту систему, также игнорируются и часто подвергаются стигматизации или наказанию. 40

Гендерное самоопределение

В сегодняшнем правовом и социальном контексте, когда гендерное самоопределение становится все более признанным правом человека, система призыва идет в ногу со временем. Признание гендерной идентичности позволяет людям определять свою гендерную идентичность в соответствии с тем, как они себя видят, что поддерживается рядом международных соглашений и национального законодательства. 41

В Эстонии гендерное самоопределение сегодня очень ограничено, а процесс смены пола может занять годы, поэтому гибкости в контексте военной службы нет, и весь процесс гораздо сложнее, чем где-либо еще. 42 Это игнорирует право личности на самоопределение и современное понимание гендерного разнообразия.

Мальта 43 и Норвегия 44 уже включили в закон гарантии гендерной самоидентификации, которые гарантируют, что национальные системы не дискриминируют людей на основе их идентичности. Однако в Эстонии по-прежнему игнорируется тот факт, что такая жесткость налагает дополнительное бремя на трансгендеров и игнорирует их права.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Обязательная военная служба в Эстонии противоречит международно признанным принципам прав человека, которые сосредоточены на личной автономии, достоинстве и праве делать этический выбор. Эту практику нельзя считать простой мерой национальной безопасности, если ее реализация нарушает фундаментальные права, такие как свобода мысли, совести и религии. Международные договоры и решения, в том числе Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ) и Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП), создают четкие стандарты, которые игнорирует обязательная военная служба в Эстонии.

Свобода мысли, совести и веры

Статья 18 (ВДПЧ) гарантирует каждому право следовать своей совести, включая свободу менять свои религиозные и философские взгляды. 45 Призыв на военную службу нарушает это право, поскольку вынуждает людей участвовать в деятельности, которая может противоречить их этическим и религиозным убеждениям.

Наказания и социальная стигматизация за отказ являются явным нарушением статьи 18 Всеобщей декларации прав человека, которая требует от государств уважать свободу религии и совести.46

Статья 18 МПГПП расширяет принципы статьи 18 ВДПЧ, подчеркивая, что никто не может быть принужден к совершению действий, противоречащих его совести. 47 Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в таких делах, как Баятян против . Армения подтвердила, что обязательная военная служба без предоставления эффективных альтернатив является нарушением прав человека. 48

Запрет принудительного труда

Статья 8 МПГПП запрещает принудительный труд, за исключением некоторых ограниченных случаев, таких как тюремное заключение в качестве наказания. 49 Обязательная военная служба, особенно в ситуациях, когда альтернативы не предлагаются, недостаточно доступны или подвергаются дискриминации, квалифицируется как принудительный труд.

В Эстонии и многих других странах молодым людям приходится проходить обязательную военную службу, которая зачастую связана с физически и морально изнурительными условиями. 50 Когда люди вынуждены отказаться от своих прав и свобод в результате принудительных мер государства, это противоречит международному запрету принудительного труда и принципам уважения человеческого достоинства.

Равенство перед законом и запрет дискриминации

Статья 26 МПГПП гарантирует, что все люди равны перед законом и должны быть защищены от дискриминации, в том числе по признаку пола, религии или другого статуса. 51 С другой стороны, обязательная военная служба усиливает структурное неравенство и закрепляет устаревшие гендерные роли, поскольку она ориентирована только на мужчин. Призыв на военную службу по признаку пола не соответствует статье 26 МПГПП, которая требует, чтобы все законы и политика уважали принцип равенства. 52

Призыв на военную службу по признаку пола не соответствует статье 26 МПГПП, которая требует, чтобы все законы и политика уважали принцип равенства.

Позиция Amnesty International

Amnesty International, международная организация, занимающаяся защитой прав человека, неоднократно подчеркивала, что принуждение кого-либо к участию в военной деятельности или военной подготовке, если это противоречит его совести или религиозным убеждениям, является фундаментальным нарушением прав человека.53

Позиция Amnesty поддерживает принципы международных соглашений и решений, требуя от стран предоставления альтернативы военной службе и уважения права отдельных лиц отказываться от участия в военных структурах.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Обязательная военная служба, которая когда-то была необходимым решением для обеспечения безопасности национальных государств, потеряла свою эффективность и целесообразность в условиях XXI века. Недостатки системы очевидны как с точки зрения экономической эффективности, военной эффективности, так и с точки зрения мотивации. 54

Неэффективность и стоимость

Обязательная военная служба чрезвычайно дорога. Обучение, оснащение и интеграция молодежи во временную военную систему требуют значительных ресурсов, но их военный вклад зачастую ограничен. В Эстонии Вооруженные силы обеспокоены здоровьем и готовностью призывников: в докладе за 2023 год подчеркивается, что среди призывников увеличилось количество проблем с психическим здоровьем, включая панические расстройства и депрессию. 55 Такие проблемы снижают их способность эффективно служить, одновременно увеличивая затраты.

Для сравнения, Швеция и Норвегия сократили призыв на военную службу и больше сосредоточились на добровольческих и профессиональных армиях. 56 Швеция, частично восстановленная в должности после военной службы в 2017 году, отбирает лишь небольшой процент наиболее подходящих кандидатов. 57 Такой подход обеспечивает более эффективное использование ресурсов и сосредоточение внимания на мотивированных солдатах.

Отсутствие мотивации

Мотивация не принудительная. Призыв часто приводит к появлению демотивированных и неохотных солдат. Молодые люди, которые не чувствуют себя призванными или заинтересованными в военной службе, могут неохотно выполнять свои обязанности, снижая моральный дух и эффективность всей армии. 58

Германия отменила призыв на военную службу в 2011 году и сочла добровольческую армию более мотивированной и эффективной. 59

Германия отменила призыв на военную службу в 2011 году и сочла добровольческую армию более мотивированной и эффективной.

Привет, сегодня

Война XXI века требует высококвалифицированных специалистов и сложных технологических систем, а не больших человеческих ресурсов. 60 Краткосрочная рабочая сила, полученная по призыву, не может удовлетворить потребности сегодняшних полей сражений, которые включают киберзащиту, технологии дронов и высокотехнологичную разведку. 61 Для сравнения, Великобритания, которая сохранила полностью добровольные вооруженные силы, смогла сосредоточиться на технологических инновациях и глобальных потребностях безопасности без воинской повинности . 62

Будучи членом НАТО, Эстония изменила подход к своим оборонным потребностям, уделяя больше внимания коллективной обороне и международному сотрудничеству. Членство в НАТО предлагает Эстонии мощную систему безопасности, где упор делается на общие ресурсы альянса и профессиональное сотрудничество. 63 Соблюдение стандартов НАТО также означает использование более качественного персонала и технологий, которым призывники редко соответствуют. 64

Истории успеха из Европы

Несколько европейских стран отказались от обязательной военной службы и продемонстрировали значительный прогресс. Например:

– Германия отменила воинскую повинность в 2011 году, сославшись на ее дороговизну и неэффективность. Вместо этого страна сосредотачивается на профессиональной и добровольной системе обороны. 65

– Нидерланды отказались от воинской повинности в 1997 году, перейдя на полностью добровольческую армию. Впоследствии Нидерланды инвестировали в высокотехнологичные решения и международное сотрудничество. 66

– Швеция ограничила масштабы призыва и сосредоточила внимание на высокомотивированных кандидатах, обеспечивая тем самым более эффективное использование ресурсов и более высокую готовность.67

ЛУЧШИЙ ПЛАН

Обязательная военная служба в Эстонии потеряла моральное и практическое оправдание, особенно с учетом существования современных альтернатив, обеспечивающих как национальную безопасность, так и уважение прав личности. Многие страны успешно перешли к созданию профессиональных добровольческих армий, которые без принуждения привлекают мотивированный и квалифицированный персонал. Так что нет необходимости изобретать велосипед.

Добровольческая армия

Одной из основных альтернатив призыву на военную службу является профессиональная добровольческая армия, существующая в ряде европейских стран. Одним из лучших примеров являются Нидерланды, которые отказались от воинской повинности в 1997 году, направив ресурсы на профессиональную армию и международное сотрудничество НАТО. Результатом являются более эффективные и мотивированные силы обороны. 68

В Эстонии могла бы быть реализована широкая программа добровольческих резервных сил, где граждане участвуют в добровольных учениях и могут поддержать профессиональную армию в кризисных ситуациях. Финляндия и Швеция являются примерами стран, где резервные силы сильно развиты. Швеция отбирает только мотивированных кандидатов на военную службу, а затем предлагает возможность присоединиться к резервным силам.

Многие скептики могут возразить, что создание полностью добровольческой армии обходится дорого. Однако бюджет Министерства обороны Эстонии на 2024 год показывает, что значительные инвестиции уже направлены в современную оборонную технику и технологии. Общая сумма бюджета составляет 1,02 миллиарда евро, из которых 338 миллионов евро выделено на силы обороны, 628 миллионов евро – на центр оборонных инвестиций и 572 миллиона евро – на управленческие расходы. 69 Имея такие суммы, можно реализовать эффективную и профессиональную программу набора персонала, которая снижает затраты на организацию призыва на военную службу.

В Эстонии создание добровольческой армии не только возможно, но и есть для этого благоприятные условия

Сравнивая Эстонию с другими государствами-членами Евросоюза, где не практикуется рабство, очевидно, что создание добровольческой армии в Эстонии не только возможно, но и для этого существуют благоприятные условия:

ГЕРОИ

На протяжении всей истории люди сопротивлялись рабству и воинской повинности , сопротивляясь системам, которые требуют беспрекословного повиновения ценой личных свобод, этики и убеждений. Эти герои проложили путь к более широким дебатам о морали военной службы и вдохновили движения за большее признание прав человека.

Осман Мурат Юлке (Турция)

Осман Мурат Юльке фактически публично сжег свой призыв в армию в 1995 году, что стало мужественным актом, который привел к неоднократным арестам, тюремному заключению и преследованиям на протяжении более десяти лет. 70 Несмотря на бесчеловечные условия и давление общества, Юльке придерживался своих убеждений, заявляя, что военная служба нарушает его личную автономию и пацифистские убеждения. 71

В 2006 году Европейский суд по правам человека вынес решение в пользу Юльке, отметив, что отношение Турции к нему являлось бесчеловечным и унижающим достоинство, нарушая статью 3 Европейской конвенции о правах человека.72 Этим был создан прецедент для отказников по убеждениям как в Турции, так и за её пределами.

Мухаммед Али (США)

Легендарный боксер Мухаммед Али привлек широкое внимание в 1967 году, когда отказался вступить в армию США во время войны во Вьетнаме, сославшись на свои религиозные убеждения в исламе и антивоенные взгляды. 73 Его отказ привел к лишению его боксерских титулов и осуждению за уклонение. 74

В 1971 году Верховный суд США отменил обвинительный приговор Али, признав его отказ на религиозных основаниях. 75

Франц Егерштеттер (Австрия)

Австрийский крестьянин и католик Франц Егерштеттер отказался сражаться на стороне нацистской Германии во время Второй мировой войны. 76 Ссылаясь на свое неприятие аморальной войны режима, он стоял на своем, несмотря на давление со стороны общества и церкви. 77 В 1943 году Егерштеттер был казнен за свой отказ, что сделало его мучеником для отказников всего мира. 78

В 2007 году Папа Римский Бенедикт XVI подготовил апостольское обращение, признав его моральное мужество и самоотверженность примером непоколебимого этического сопротивления. 79

Кампания по прекращению призыва на военную службу (Южная Африка)

Кампания по прекращению призыва на военную службу (ECC), созданная в 1980-х годах, вызвала широкое сопротивление среди молодых белых мужчин, которые отказались служить в несправедливой системе. 80 Активизм ECC помог подорвать поддержку апартеида и подчеркнул роль отказа от военной службы по соображениям совести в социальных изменениях. 81

Свидетели Иеговы: Южная Корея и Россия

Свидетели Иеговы уже давно находятся на переднем крае борьбы с призывом в армию, поскольку их вера запрещает военную службу. 82 В Южной Корее тысячи Свидетелей Иеговы, отказавшихся от военной службы, ежегодно заключались в тюрьму до 2018 года. 83 Одна из наиболее заметных побед была достигнута в 2018 году, когда Конституционный суд Южной Кореи постановил, что свобода совести должна быть признана уважительной причиной для отказа от военной службы. 84 С тех пор тысячи Свидетелей Иеговы были освобождены из тюрьмы или избежали судебного преследования, продемонстрировав силу устойчивого сопротивления и правовой защиты. 85

В России Свидетели Иеговы продолжают подвергаться преследованиям. 86 Несмотря на риск тюремного заключения и социальной изоляции, многие решили оставаться верными своим убеждениям. 87 Международное сообщество, включая такие организации, как Amnesty International, неоднократно призывало к защите этих прав, подчеркивая необходимость противостоять таким системам. 88

Зваан-де Врис (Нидерланды)

Хотя этот случай не имел прямого отношения к военной службе, он затронул важную проблему дискриминации: Зваан-де Фрис — голландка, которой было отказано в пособии по безработице из-за предположений, основанных на ее поле. 89 Комитет ООН по правам человека установил, что Нидерланды нарушили статью 26, то есть принцип равенства перед законом и недискриминации. 90

Дело Фриса иллюстрирует, как законодательные ограничения, дискриминирующие людей по признаку пола, религии или моральных убеждений, могут нарушать международно признанные права человека. Та же логика применима и в контексте военной службы.

Андре Глор (Швейцария)

Андре Глор отказался от военной службы по состоянию здоровья и вместо этого предложил альтернативную гражданскую службу, но швейцарское законодательство признало его предложение, поскольку официально он не был освобожден от военной службы. 91 ЕСПЧ установил, что Швейцария нарушила его право не подвергаться дискриминации (статья 14), а также право на уважение частной жизни (статья 8). 92

Эритрейцы бегут от призыва в армию

Обязательная военная служба в Эритрее является бессрочной и часто сравнима с современным рабством, когда молодые люди вынуждены годами жить в военных лагерях, не имея свободы принимать решения о своей жизни. 93 Международная комиссия по расследованию ООН неоднократно подчеркивала, что такая система нарушает человеческое достоинство и противоречит международным нормам, включая запрет принудительного труда. 94

Тысячи эритрейцев покидают свою родину каждый год, рискуя своей жизнью, поскольку им приходится бежать через пустыни и реки.95

Гай Давиди (Израиль)

В 2022 году в Израиле завершился документальный фильм «Невиновность», в котором рассказывается о влиянии культуры военной пропаганды на молодежь на примере Израиля. 96 В фильме показано, как молодых людей затягивают на военную службу с помощью обещаний и манипуляций. В центре сюжета — дети, которые поначалу сопротивлялись призыву, но в конечном итоге поддались давлению. 97 Их жизнь, внутренние конфликты и трагическая судьба раскрываются в дневниках, военных видео и домашних записях, показывая, как их смерть замалчивается и изображается как угроза национальному нарративу. 98 Фильм приглашает к обсуждению тем милитаризма и морального разложения. 99

С. Ландау, И. Сараф, Р.О. Мур (США)

Документальный фильм «От протеста к ответной реакции» (1968) исследует движение против воинской повинности и войну во Вьетнаме в Соединенных Штатах. 100 В нем показано, как молодые мужчины и женщины начали протестовать против несправедливой войны и призыва на военную службу, которые вынудили их участвовать в конфликте, с которым они морально не согласны. 101 В фильме прослеживается развитие движения от мирных протестов до открытого сопротивления, включая отказ от участия и тюремное заключение. 102 Используя архивные материалы и рассказы активистов, документальный фильм показывает, как призыв на военную службу стал центральным вопросом антивоенного движения и символом борьбы за защиту прав и совести личности. 103 В фильме утверждается, что коллективное сопротивление может привести к переменам даже в, казалось бы, неизменных системах.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МИФЫ

Распространенные мифы о воинской повинности имеют глубокие корни, но не выдерживают критического мышления. Патриотизм не требует принудительного труда, равенства нельзя достичь посредством системной дискриминации, а национальная оборона XXI века требует профессионализма и воли, а не принуждения, не говоря уже о рабстве. Вместо того, чтобы цепляться за свалку истории с десятью гвоздями, государствам следует принять современные, этические и добровольные альтернативы, которые уважают права человека и обеспечивают коллективную безопасность.

«Участие в военной службе патриотично и долг каждого человека»

Один из самых распространенных мифов заключается в том, что военная служба является патриотическим поступком и моральным долгом каждого человека. 104 В действительности патриотизм не требует слепого подчинения власти или участия в милитаризме: истинный патриотизм состоит в критическом мышлении и стремлении к построению общества, которое продвигает справедливость, равенство и индивидуальные свободы. 105 Принуждение людей к службе, игнорирующее их право выбора, подрывает демократические ценности и личные свободы. 106 Такие страны, как Германия, отменили воинскую повинность, но сохранили высокую национальную гордость и эффективную армию. 107

«Служба по призыву повышает равенство и сплоченность»

Системы призыва часто пропитаны неравенством. Более богатые люди или люди с хорошими связями часто имеют возможность избежать обслуживания, в то время как бремя непропорционально ложится на маргинализированные и менее привилегированные группы. 108 Нынешняя система, согласно которой военная служба в Эстонии является обязательной только для мужчин, углубляет гендерную дискриминацию и закрепляет устаревшие гендерные роли. 109 Более того, принудительная служба не создает истинного единства, но часто порождает недовольство и разногласия между теми, кого принуждают служить, и теми, кого освобождают. 110 Программы добровольной службы гораздо более эффективны в создании реальной социальной сплоченности. 111

«Возможна замена»

Альтернативная служба предлагается в качестве альтернативы воинской повинности, но ее доступность ограничена, и на практике она выполняет лишь иную роль, чем принудительный труд. Многие претенденты не имеют права на замену службы из-за ограниченного количества мест, поэтому им все равно придется пройти военную подготовку, иначе им грозит наказание. 112 В то же время Агентство оборонных ресурсов требует мотивированного запроса и точных объяснений о религии и других причинах 113 – это противоречит принципу свободы религии и никто не может быть обязан раскрывать такие персональные данные, и поэтому запрос может быть отклонено 114 . Кроме того, должности альтернативной службы зачастую связаны с задачами, не связанными с национальной обороной и не приносящими существенной пользы обществу. 115 В то же время им низко платят, что делает систему неравной и грабительской по своей сути. Замещающая служба не решает основную проблему обязательной службы – это по-прежнему налагаемая государством обязанность, ограничивающая свободу и права личности. Если такие задачи действительно необходимы, их могут выполнять волонтеры или настоящие оплачиваемые сотрудники.

«Призывная служба необходима для национальной обороны»

Некоторые считают, что призыв в армию в Эстонии необходим для обеспечения национальной безопасности, особенно в небольших странах, которые сталкиваются с потенциальными угрозами. В действительности, современная война больше полагается на технологии, специализацию и профессионализм, чем на большое количество минимально подготовленных призывников. 116 Будучи членом НАТО, Эстония имеет систему коллективной безопасности, которая снижает необходимость массового призыва на военную службу. 117 Швеция и Норвегия перешли к ограниченной или факультативной воинской повинности и профессиональным армиям, указывая на то, что сильная обороноспособность не требует обязательной службы для всех. 118 Современная война требует мотивированных и высококвалифицированных специалистов, а не временных ресурсов принудительного труда. 119

«Война не для женщин»

Аргумент о том, что женщины не подходят для службы в вооруженных силах или не должны проходить военную службу, основан на устаревших и сексистских гендерных стереотипах. 120 Способность зависит не от пола, а от индивидуальной характеристики, и исключение женщин из обязательной системы, напротив, является необоснованной дискриминацией. 121 История и опыт неоднократно доказывали, что женщины могут выполнять военные задачи так же успешно, как и мужчины. 122 Многие женщины уже доказали свои навыки на ответственных должностях, как на руководящих должностях, так и на поле боя. 123 Отстранение женщин от военной службы восходит к той же эпохе, когда женщины не имели права голоса, которое было изменено, но военная служба не изменилась. 124

«Самое простое — пройти военную службу»

Многие ошибочно полагают, что после прохождения военной службы их связь с войсками обороны прекращается, но на самом деле как те, кто завершил военную службу, так и те, кто был уволен по разным причинам, считаются находящимися в запасе, т. е. на них налагается обязанность нести воинскую службу. состояние продолжается бесконечно. 125 Резервисты должны учитывать, что их могут вызвать на тренировки или мобилизацию в любое время, хотя посещение занятий также является юридическим обязательством. 126 Эти накопления могут мешать работе и личной жизни человека, приводя к дополнительному бремени, которое изначально не осознавалось. Система создает ситуацию, когда человек на протяжении всей своей жизни связан с распоряжением государства и по сути вынужден продать себя государству.

«Служба по призыву безопасна, туда идут здоровые люди»

Безопасность, возможно, действительно улучшилась с годами, но инциденты все еще случаются, и не существует безопасной среды, в которой используется огнестрельное оружие, взрывчатые вещества и военная техника. 127 Несколько примеров:

– В 1997 году в Эстонии утонули или умерли от переохлаждения 14 военнослужащих128

– В 2010 году в Эстонии во время учений новобранец получил серьезные травмы, а другой новобранец оказался зажат между двумя автомобилями129

– В 2012 году в Эстонии якобы произошел случай, когда новобранцев заставили под угрозой оружия копать себе могилы130

– В 2018 году в Эстонии 19-летний молодой человек получил тяжелые ранения в результате взрыва гранаты131, а новобранец умер из-за возникших во время службы проблем с дыханием132

– В 2019 году в России новобранец убил 8 сослуживцев из-за унижений133

– В 2021 году в Эстонии новобранец погиб от ранения, нанесенного огнестрельным оружием134

– В 2022 году в Эстонии на полевом лагере погиб новобранец135

– В 2024 году пилот польского военного самолета погиб во время учебного полета136, а в Финляндии 23 новобранца получили серьезные травмы во время стрельб137

В последние годы требования к здоровью были смягчены, чтобы увеличить число призывников, имеющих право на военную службу. 138 В результате призываются и люди с хроническими заболеваниями, в том числе с диагнозом диабет, опухоли, астма и поведенческие расстройства. 139 Принуждение больных молодых людей к военной службе может быть особенно опасным и нарушать принципы человеческого достоинства, поскольку люди вынуждены участвовать в физически и морально изнуряющих видах деятельности, которые могут еще больше ухудшить их здоровье. 140 Призванные молодые люди с хроническими заболеваниями или проблемами психического здоровья часто сталкиваются с ситуациями, когда нет адекватной медицинской поддержки или учета их особых потребностей. 141

МЫ ВЫБИРАЕМ СВОБОДУ

Пришло время задаться вопросом, нужна ли нам система, которая подрывает как человеческое достоинство, так и демократические ценности.

Призыв на военную службу — это не просто государственная обязанность , а метод принуждения, требующий послушания и заставляющий замолчать критическое мышление. Это создает рабский менталитет, когда человеку не разрешается спрашивать «почему?», но он должен подчиняться приказам, не споря. Такой подход несовместим с идеалами современного образованного и свободного общества, где голос и выбор каждого человека должны быть важны.

Современная война требует уже не массового труда, а высококвалифицированных и мотивированных специалистов. Будучи членом НАТО, Эстония имеет возможность рассчитывать на сотрудничество союзных сил и инвестировать в новые решения. Принудительная военная служба в Эстонии как таковая выдержала испытание временем и характеризует Советский Союз больше, чем Эстонскую Республику.

Принудительный призыв как таковой выдержал испытание временем и характеризует Советский Союз больше, чем Эстонскую Республику.

Важно уважать право каждого человека на автономию и совесть. Случаи отказа от военной службы как в Эстонии, так и за рубежом показывают, что принудительная служба не соответствует сегодняшним ценностям. Случаи отказа от военной службы по убеждениям доказывают, что человек может быть сильнее системы, которая пытается его подчинить.

Отмена военной службы стала бы шагом вперед в укреплении демократии и уважении прав личности. Это не означает отказ от способности защищать, а доведение ее до эффективного, профессионального и соответствующего правам человека уровня.

Продолжение рабства не способствует будущему Эстонии. Вместо этого мы должны выбрать путь, который уважает как национальную безопасность, так и достоинство и автономию каждого человека. Свобода не приходит из рабства. Мы выбираем свободу.

Источники
  1. Пенаде. Созданы для битвы: понимание военной машины древней Спарты ↩︎
  2. Наследие Греции и Рима. Гражданский долг ↩︎
  3. Э. Шторм. Возникновение национального государства в эпоху революции: возвращение к дискуссии о корнях наций и национализма ↩︎
  4. Х. Марк. Французские революционные войны ↩︎
  5. А. Кайани. Леве ан Масс ↩︎
  6. А. Яницкий. Русская экспансия в Прибалтике в XVIII веке. ↩︎
  7. Википедия. Крепостное право ↩︎
  8. Р. Бартлетт. Крепостничество и государственная власть в императорской России. ↩︎
  9. К. Пииримяэ. От «армии историков» к «армии профессионалов»: история и стратегическая культура Эстонии ↩︎
  10. А. Петраускайте. Ненасильственное гражданское сопротивление военной силе: опыт Литвы в 1991 году ↩︎
  11. Национальный архив. Солдат и закон ↩︎
  12. К. Рихтер. Прибалтика и Финляндия ↩︎
  13. Эстонская энциклопедия. Рождение независимости Эстонии (1917–1920). ↩︎
  14. Там же. ↩︎
  15. Википедия. Эстония в Первой мировой войне ↩︎
  16. К. Лутс. Эстонские призывники в вооруженных силах Советского Союза в годы холодной войны ↩︎
  17. Википедия. Советская оккупация Эстонии (1940–1941) ↩︎
  18. П. Каасик. План формирования Эстонской народной армии в 1943 году. ↩︎
  19. П. Шейд. Эстонские мужчины во Второй мировой войне ↩︎
  20. Преступления коммунизма. Эстония ↩︎
  21. А. Конец переулка. Восстановление национальной обороны Эстонии – первые шаги ↩︎
  22. Википедия. Призывная служба ↩︎
  23. Генеральная Ассамблея ООН. Всеобщая декларация прав человека ↩︎
  24. Государственный вестник. КВТС § 331 ↩︎
  25. Европейский суд по правам человека. Баятян В. Армения ↩︎
  26. Официальный сайт Свидетелей Иеговы. Почему Свидетели Иеговы не идут в армию? ↩︎
  27. Д. Цай. Мужчины попадают в военную тюрьму за свою веру ↩︎
  28. Государственный вестник. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ↩︎
  29. Э. Демус. Удовлетворенность военной службой и влияющие на нее факторы в Силах обороны Эстонии ↩︎
  30. У. Весеманн, К. Реннер и др. Частота психических расстройств у солдат, направленных в Афганистан, которые пережили или не пережили опасный для жизни военный инцидент — квазиэкспериментальное когортное исследование ↩︎
  31. Э. Арнет. Этика призыва на военную службу ↩︎
  32. Государственный вестник. КВТС § 10 ↩︎
  33. Дж. Монтроуз. Несправедливая война и моральная дилемма солдата ↩︎
  34. С. Стахович и С. Стрэнд. Сохранение и прогресс: противоречия в гендерной политике призыва на военную службу ↩︎
  35. Совет по оборонным ресурсам. Женщины и военная служба ↩︎
  36. Европейская комиссия. Гендерное равенство ↩︎
  37. Д. Бетманн и Дж. Чо. Призыв на военную службу вреден: влияние военной службы на физическое здоровье, употребление алкоголя и курение ↩︎
  38. М. Гиббонс. Призыв в армию, сексистские взгляды и насилие со стороны интимного партнера ↩︎
  39. Ш. Штястникова. Переосмысление призыва на военную службу: скандинавская модель ↩︎
  40. Международная амнистия. Южная Корея: снять обвинения с первого отказника от военной службы по убеждениям, отказавшегося от альтернативной службы ↩︎
  41. Силга. ООН: 28 государств призывают к юридическому признанию пола на основе самоидентификации ↩︎
  42. М. Хиндре. Благодаря новому постановлению смена пола может стать проще ↩︎
  43. Равенство ЛГБТИ и права человека в Европе и Центральной Азии. Мальта отмечает знаковый закон о гендерной идентичности ↩︎
  44. Международная амнистия. Норвегия: исторический прорыв в защите прав трансгендеров ↩︎
  45. Генеральная Ассамблея ООН. Всеобщая декларация прав человека ↩︎
  46. Там же. ↩︎
  47. Государственный вестник. Международный пакт о гражданских и политических правах ↩︎
  48. Европейский суд по правам человека. Баятян В. Армения ↩︎
  49. Государственный вестник. Международный пакт о гражданских и политических правах ↩︎
  50. FitQ. Эстонская молодежь и ее готовность служить в силах обороны ↩︎
  51. Государственный вестник. Международный пакт о гражданских и политических правах ↩︎
  52. Там же. ↩︎
  53. Интернационал противников войны. Публичное заявление Amnesty International об отказе от военной службы по соображениям совести ↩︎
  54. П. Поутваара и А. Вагенер. Призыв: экономические издержки и политическая привлекательность ↩︎
  55. ЭРР. Призывники все чаще страдают от проблем с психическим здоровьем ↩︎
  56. П. Шиманский. Всеобщий, выборочный и лотерейный: призыв в армию в странах Северной Европы и Балтии ↩︎
  57. ЭРР. Глава Минобороны Швеции: восстановление воинской повинности укрепит армию ↩︎
  58. Э. Йонссон, М. Сало, Э. Лиллемяэ и др. Многоплановый призыв: сравнительное исследование шести европейских стран ↩︎
  59. М. Баколод и С. Кенигсмарк. Когда в Германии закончился призыв на военную службу, и эпоха: влияние на состав и качество ее вооруженных сил. ↩︎
  60. М. Чаннан. За пределами поля боя: навыки и стратегии, необходимые для военного лидерства 21-го века ↩︎
  61. С. Лингель. Определение будущих потребностей в технологиях и рабочей силе для воздушных операций: подход «стратегия к задачам» ↩︎
  62. Википедия. Добровольческие резервы (Великобритания) ↩︎
  63. Министерство обороны. Коллективная оборона НАТО ↩︎
  64. С. Уилкок. Управление качеством в обороне ↩︎
  65. Википедия. Призыв в Германии ↩︎
  66. С. Клеп. Миротворцы в военной ситуации: голландский опыт ↩︎
  67. Дельфи. Швеция сделала армию интересной для молодежи. Восстановление военной службы ставится в пример другим ↩︎
  68. Министерство обороны Нидерландов. Военный вклад в НАТО в 2024 году ↩︎
  69. Министерство финансов. государственный бюджет на 2024 год ↩︎
  70. Интернационал противников войны. Дело отказника от военной службы по убеждениям Османа Мурата Юльке ↩︎
  71. Там же. ↩︎
  72. Европейский суд по правам человека. Юльке против. Турция ↩︎
  73. Д. Зирин. Когда Мухаммед Али взял вес ↩︎
  74. Там же. ↩︎
  75. М. Уиллс. Как Мухаммед Али добился успеха, отказавшись от военной службы по убеждениям ↩︎
  76. Национальный музей Второй мировой войны. История австрийского католического сопротивления Франца Егерштеттера ↩︎
  77. Там же. ↩︎
  78. Там же. ↩︎
  79. В. Ябуш. Франц Егерштеттер: австрийский фермер, который сказал Гитлеру «нет» ↩︎
  80. История Южной Африки в Интернете. Кампания по прекращению призыва на военную службу (ECC) ↩︎
  81. Википедия. Прекращение призывной кампании ↩︎
  82. Официальный сайт Свидетелей Иеговы. Почему Свидетели Иеговы не идут в армию? ↩︎
  83. Официальный сайт Свидетелей Иеговы. Исторические события в Южной Корее ↩︎
  84. Нью-Йорк Таймс. Высший суд Южной Кореи своим историческим решением оправдал отказника от военной службы по соображениям совести ↩︎
  85. Официальный сайт Свидетелей Иеговы. Все свидетели, посаженные в тюрьму за отказ от военной службы по убеждениям в Южной Корее, теперь на свободе ↩︎
  86. Служба религиозных новостей. Девять свидетелей Иеговы осуждены за экстремизм за исповедание веры в России ↩︎
  87. М. Партс. То, что происходит со Свидетелями Иеговы, создает почву для более масштабных преследований. ↩︎
  88. Международная амнистия. Досрочное освобождение свидетеля Иеговы отменено ↩︎
  89. Международная сеть по экономическим, социальным и культурным правам. Ф.Х. Цваан-де Фрис против. Нидерланды, сообщение №. 182/1984 (9 апреля 1987 г.), Док. ООН. Суп. Хорошо. 40 (А/42/40) в 160 (1987) ↩︎
  90. Институт правовой информации. Зваан-де Врис против. Нидерланды ↩︎
  91. Европейский суд по правам человека. Глор В. Швейцария ↩︎
  92. Там же. ↩︎
  93. Хьюман Райтс Вотч. «Нас делают рабами, а не обучают» ↩︎
  94. Объединенные Нации. Расследование ООН выявило преступления против человечности в Эритрее ↩︎
  95. М. Беллони. Молодые эритрейцы объясняют, почему они бегут из страны ↩︎
  96. ИМДБ. Невинность ↩︎
  97. Кино Политика. Невинность ↩︎
  98. Там же. ↩︎
  99. РС Росс. Невинность: яростный документальный фильм, пронизанный горем ↩︎
  100. ВНЕТ. Полный фильм и не только: от протеста к сопротивлению (1968) ↩︎
  101. Американский архив общественного вещания. NET Journal; 189; от протеста к сопротивлению ↩︎
  102. Там же. ↩︎
  103. У. Майнхоф. От протеста к сопротивлению (1968) ↩︎
  104. К. Райан. Демократический долг и моральные дилеммы солдат ↩︎
  105. Там же. ↩︎
  106. Британника. Обязательная национальная служба ↩︎
  107. Википедия. Призыв в Германии ↩︎
  108. А. Асони, Т. Санандаджи. Война богачей, битва бедняков? Социально-экономическая репрезентативность в современной армии ↩︎
  109. Государственный вестник. КВТС § 2 ↩︎
  110. В. Бове, Р. Д. Лео, М. Джани. Что мы знаем о последствиях призыва на военную службу? ↩︎
  111. А. Жиллетт. Добровольческая служба и социальная сплоченность ↩︎
  112. Министерство обороны. Отчет о выполнении обязательств Сил обороны и организации службы Сил обороны в 2023 году ↩︎
  113. Совет по оборонным ресурсам. Запасная услуга ↩︎
  114. Комиссия по равенству и правам человека. Религия или убеждения: работает ли закон? ↩︎
  115. Совет по оборонным ресурсам. Запасная услуга ↩︎
  116. С. Стрэнд. «Скандинавская модель» призыва на военную службу: формула демократических сил обороны в Европе XXI века? ↩︎
  117. Министерство обороны. Коллективная оборона НАТО ↩︎
  118. Дж. Бухар. Вдохновляющая шведская модель военной службы: семь процентов наиболее способных призываются ежегодно ↩︎
  119. Г. Барндоллар. Новая модель шведской армии ↩︎
  120. К. Френч. Мы все зеленые: стереотипы о женщинах-солдатах и ​​ветеранах ↩︎
  121. Л. Янке. Половые/гендерные различия в познании, нейрофизиологии и нейроанатомии ↩︎
  122. Д. Гресик. 8 женщин-солдат, которые изменили ход военной истории США ↩︎
  123. ПОЛАГАТЬ. 15 женщин, творящих современную военную историю ↩︎
  124. Э. Аллен. Первая мировая война: законы о воинской повинности ↩︎
  125. Государственный вестник. КВТС § 70 ↩︎
  126. Совет по оборонным ресурсам. Резервная услуга ↩︎
  127. Министерство обороны Великобритании. Безопасность и экологический менеджмент боеприпасов, боеприпасов и взрывчатых веществ на протяжении всего цикла приобретения оборудования ↩︎
  128. Почтальон. СЕГОДНЯ В ИСТОРИИ ⟩ В трагедии Курксе погибли 14 эстонских военнослужащих ↩︎
  129. Вечерняя газета. Каска спасла жизнь бойцу обороны, которому попала гаубица по голове ↩︎
  130. ЭРР. Пейдж: Двоих призывников под дулом пистолета заставили рыть себе могилы ↩︎
  131. ЭРР. «Очевидец»: авария с гранатой в обороне могла закончиться гораздо хуже ↩︎
  132. ЭРР. Плохое здоровье унесло жизнь призывника ↩︎
  133. Почтальон. Призывник, убивший в России восемь солдат: я больше не мог терпеть унижения ↩︎
  134. Южный эстонский. В полевом лагере батальона тылового обеспечения погиб срочник ↩︎
  135. Силы обороны Эстонии. В полевом лагере стрелкового батальона Куперьянова погиб срочник ↩︎
  136. Т. Озтюрк. Польский военный самолет разбился во время репетиции авиашоу, погиб пилот ↩︎
  137. Новости МТВ. В Ивало произошло ДТП с 23 призывниками: во время учений по стрельбе перевернулся гусеничный грузовик ↩︎
  138. Почтальон. Список: с этими проблемами со здоровьем от службы в армии не уйти ↩︎
  139. Государственный вестник. Требования к здоровью военнообязанного ↩︎
  140. Б. Миезене, А. Емельяновас и другие. Поведение в отношении здоровья и психологический стресс среди призывников литовской военной службы: национально репрезентативное поперечное исследование ↩︎
  141. Х. Фриландер, Т. Лаллукка и другие. Проблемы со здоровьем во время обязательной военной службы предсказывают выход на пенсию по инвалидности: регистровое исследование светских тенденций за 40 лет наблюдения ↩︎